Сергей Самгин

Аннотация: Историческое оружиеведение давно имеет статус вспомогательной исторической дисциплины. Но в России это направление пока еще не сформировалось до конца. Основная причина – ограничение изучения истории оружия в советский период: деятельность специалистов прерывалась, исследования не печатались, иностранные труды не переводились. Сегодня историческое оружиеведение в России вновь завоевывает утраченные позиции. И достаточно успешно. Однако ситуация с подготовкой будущих специалистов в этой области не изменилась: образовательных программ по этому направлению просто не существует. Между тем, такие программы способствовали бы не только формированию интереса к историческому оружию, но и закладывали бы основу для профессиональной специализации историка. Эти задачи должен был решать курс лекций «Введение в историческое оружиеведение», разработанный летом — осенью 2013 г.

Курс состоит из трех блоков: базовый — 6 лекций (12 часов), факультативный — 2 лекции (4 часа), специализированный — 5 лекций (10 часов). В совокупности все три блока образуют углубленный курс из 13 лекций (26 часов). При разработке курса использовалась литература, изданная в ХIХ — ХХ в.в., и включающая российские и зарубежные исследования по оружиеведению. В практических занятиях использовалось историческое оружие, предоставленное Тамбовским областным краеведческим музеем и частными коллекционерами.

Курс лекций представляет собой одну из первых попыток создания курса по историческому оружиеведению в России. Его преимуществами являются использование большого количества иллюстративного материала, сгруппированного в комплекты слайдов к каждой лекции, организация практических занятий с образцами исторического оружия, гибкость и адаптируемость к требованиям образовательного процесса.

Курс был апробирован весной 2014 г. в ходе занятий со студентами-историками 2-го курса Тамбовского Государственного Университета. Полученные результаты могут быть расценены как положительные.

Ключевые слова: оружиеведение, историческое оружие, исследовательские центры, вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, курс лекций, Тамбовский государственный университет.

Читать полную версию

Sergey Samgin

Abstract: Historical Weaponology has had the status of an auxiliary historical discipline for a long time. However, in Russia, it has not formed yet because in the Soviet period professional activities were interrupted, studies were not published, foreign works were not translated. Today Historical Weaponology in Russia is successfully regaining the lost ground. However, the situation with the training of future experts in this area has not changed, in Russia there are no educational programs on Historical Weaponology. Meanwhile, such programs could not only contribute to the increase of interest in historical weapons, but also lay the foundation for the specialization of professional historians. To achieve the purposes the course of lectures “Introduction to the historical Weaponology” was developed in 2013.

The course consists of three modules: the basic – 6 lectures (12 hours), optional – 2 lectures (4 hours), specialized – 5 lectures (10 hours). In total, all three modules form an advanced course of 13 lectures (26 hours). When developing the course there was used literature, published in the XIX – XX centuries, which includes Russian and foreign research on Historical Weaponology. The samples of  historical weapons provided by Tambov regional museum and private collectors, were used during practical trainings.

The course of lectures is one of the first attempts to develop a course on historical Weaponology in Russia. Its advantages are the use of a large number of illustrative materials, grouped in sets of slides for each lecture, organization of practical trainings with samples of historical weapons, flexibility and adaptability to the requirements of the educational process.

The course was piloted in 2014, during the studies with second-year students of the history department in Tambov State University. The results can be regarded as positive.

Keywords: weaponology historical arms, historical weapons, research centers, аuxiliary historical disciplines, a course of lectures, Tambov State University.