Об использовании индийских терминов для идентификации видов оружия

Курочкин А.Ю. Об использовании индийских терминов для идентификации видов оружия // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 1. — С. 57 — 69. Курочкин А. Аннотация: Европейская терминология для обозначения холодного индийского оружия сложилась еще в 19-м веке и используется по настоящее время без каких-либо изменений, осмысления и критического подхода. При этом в данной терминологии используются индийские слова, которые были восприняты европейскими исследователями как аутентичные названия видов индийского оружия. Более того, эти обозначения часто применялись без разбора к любым видам холодного оружия, и то, что европейские исследователи пытались выдавать за региональные названия, зависело чаще всего от того, какой из синонимов был ими услышан в определенном географическом месте. Большинство слов, использовавшихся в Индии для обозначения холодного оружия являлись родовыми понятиями, в основе которых лежали глаголы со значениями «убивать», «резать», «рубить», «повреждать», «раскалывать» и т.п. В статье опровергаются устоявшиеся заблуждения, например, что название кинжала – «бичуа» — обозначает «жало скорпиона», в то…

Неописанный русский тесак Шуваловского Обсервационного корпуса

Захаров Д., Терехов Э., Устьянов А. Неописанный русский тесак Шуваловского Обсервационного корпуса // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 1. — С. 112 — 117. Захаров Д. Терехов Э. Устьянов А. Аннотация: Русское оружие периода Российской империи до настоящего времени исследовано недостаточно, не смотря на большое количество опубликованных образцов. Поэтому появление новых, ранее неизвестных моделей – вполне закономерное явление. В статье описывается разновидность пехотного тесака, который до настоящего времени не вошел ни в одно из описаний русского холодного оружия. Экземпляры этого оружия есть в Военно-историческом Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге и Тульском музее оружия. Авторы атрибутируют его не как модификацию известного саперного тесака обр. 1797 г., а как предшествующую ему модель, тесак пехотный Шуваловского Обсервационного корпуса обр. 1756 г. Шуваловский обсервационный корпус был образован в 1756 г. и расформирован в 1760 г., насчитывал 29 тысяч человек и принимал участие в Семилетней войне (1750—1803). Как предполагают авторы, именно эта модель послужила…

Пареньский нож. Легенды и быль

Архангельский Л.Б. Пареньский нож. Легенды и быль // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 1. — С. 82 — 100. Архангельский Л. Аннотация: В статье описывается реконструкция технологии изготовления так называемых «пареньских ножей» — ножей, ковавшихся кузнецами в камчатском селении Парень на севере Пенжинского района Камчатского края. Селение возникло предположительно в XVIII веке и названо по расположению на берегу реки Парень и в настоящее время практически исчезло. Производимые коряками-паренцами ножи были издавна весьма популярны на всем северо-востоке страны. Местные оленеводы, охотники и рыбаки ценили производимые кузнецами коряков ножи выше привозных, что объяснялось как приспособленностью формы ножей к местным условиям и нуждам, так и их высоким качеством – остротой и, главным образом, надежностью. В 30-е годы ХХ века в Парени работали 11 артелей, изготавливавших тысячи ножей в год. В поздние советские годы план стал увеличиваться. В настоящее время технология утрачена. Клинки ковались из металла, долго пролежавшего в соленой воде и хорошо проржавевшего.…

Шпага маркшейдера В.Ф. Лудлова

Аникин К.Н. Шпага маркшейдера В.Ф. Лудлова // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 1. — С. 118 — 123. Аникин К. Аннотация: Статья представляет интересный образец холодного оружия из коллекции Свердловского областного краеведческого музея – шпагу с заказным клинком, принадлежавшую горному инженеру Лудлову. Шпага имеет хороший провенанс – она поступила в музей в марте 1913 года. Готтлиб Вильгельм Лудлов родился в 1779 году в Тюрингии, получил образование по специальности «горное дело» и в 1805 году поступил на русскую службу. Последнее упоминание о нем датируется 1825 годом. Шпага — офицерская пехотная шпага обр. 1798 года – имеет заказной клинок и изготовлена в Златоусте, центре клинкового производства Российской Империи в тот период, в начале 1820-х годов. Об этом говорит раннее клеймо фирмы «Шаф и сыновья». Особенности композиции и техники рисунка на клинке дают основания автору предположить, что он был изготовлен известным русским оружейником Иваном Бушуевым. Вероятно, клинок мог быть заказан к 40-летию Лудлова.…

Кизириа В.

Информация об авторе Кизириа Вахтанг — магистр исторических наук, консультант студии ГФМ (Тбилиси, Грузия), внештатный консультант оружейного фонда Метрополитен музея (Нью-Йорк, США). Все статьи автора Западногрузинские палаши и сабли с наклонным эфесом открытого типа и их место в эволюции кавказского длинноклинкового оружия О возможной функциональной принадлежности мингрельского кинжала в свете анализа

Бакрадзе И.

Информация об авторе Бакрадзе Ираклий — кандидат исторических наук, департамент археологии Университета им. Ильи Чавчавадзе, (Тбилиси, Грузия). Все статьи автора Западногрузинские палаши и сабли с наклонным эфесом открытого типа и их место в эволюции кавказского длинноклинкового оружия

Аникин К. Н.

Информация об авторе Аникин Константин Николаевич — заведующий Музеем истории и археологии Среднего Урала, Свердловский областной краеведческий музей, (Екатеринбург, Россия). Все статьи автора Шпага маркшейдера В.Ф. Лудлова

Архангельский Л.Б.

Информация об авторе Архангельский Леонид Борисович — российский кузнец и мастер-оружейник. Президент Союза Кузнецов России. Автор практических и теоретических работ по узорчатым сталям. Королев (Московская область) Все статьи автора Пареньский нож. Легенды и быль

Лопарев C.

Информация об авторе Лопарев Сергей — магистр искусствоведения. Область научных интересов – самодельное оружие времен Великой Отечественной войны, (Минск, Беларусь) Все статьи автора Самодельное оружие в белорусском советском партизанском движении периода ВОВ — история возникновения и наиболее характерные черты явления

Шереметьев Д. А.

Информация об авторе Шереметьев Денис Александрович — научный сотрудник высшей категории, хранитель Оружейной кладовой Российского этнографического музея. Область научных интересов — оружие в традиционной культуре, символика оружия, традиционные воинские и охотничьи практики (Санкт-Петербург, Россия). Все статьи автора Колоть или рубить? Применение кинжала у народов Кавказа в XIX веке Оружие как субъект отношений

Западно-грузинские палаши и сабли с наклонным эфесом открытого типа и их место в эволюции кавказского длинноклинкового оружия

Бакрадзе И., Кизириа В. Западно-грузинские палаши и сабли с наклонным эфесом открытого типа и их место в эволюции кавказского длинноклинкового оружия // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 1. — С. 5 — 29. Бакрадзе И. Кизириа В. Аннотация: В статье рассматривается холодное длинноклинковое оружие, носящее название кабиани кхмали, и пока еще сравнительно мало известное за пределами Республики Грузия. Авторами оно определяется как тип шашки, который появился в конце XVII – начале XVIII века в Самегрело и Имерети, районах Западной Грузии. Общее количество образцов подобного оружия, хранящегося как в музеях, так и в частных коллекциях, невелико, многие из них связаны с именами известных правивших династий, князей и государственных деятелей Грузии XVIII – XIX веков. Авторы выделяют и анализируют отличительные черты кабиани кхмали, одна из которых и дала название оружию – «кабиани кхмали» буквально означает «меч в юбке». Название было дано в связи со своеобразной формой защитной кожаной мантии, расположенной вокруг…

Обращение редакции

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Сформировавшись как вспомогательная историческая дисциплина уже в начале ХХ в., российское историческое оружиеведение в советский период почти не развивалось, исчезнув не только из учебных программ, но и из специализированных изданий. Публиковались лишь отдельные работы, преимущественно в связи с археологическими исследованиями. Игнорирование исторического оружиеведения привело не только к снижению количества научных работ и подготовленных специалистов, но и к дефициту источников, которые были сосредоточены в спецхранилищах с очень ограниченным доступом. Сегодня ситуация стремительно исправляется. Недостаток информации стали заполнять репринтные и адаптированные переиздания трудов российских и зарубежных оружиеведов ХIХ в., сравнительно недавние и совершенно новые исследования зарубежных специалистов ХХ — ХХI в.в. Все больше появляется работ российских исследователей. Активно формируется и дискуссионная среда: как привычная — на конференциях, так и новые формы общения – на специализированных сайтах. Переживающее ренессанс российское историческое оружиеведение нуждается в регулярной систематизации и структуризации на академической основе. Эти задачи и должен выполнять журнал «Историческое оружиеведение» — единственное…

On the Use of Indian Terms for Identification of Weapon Types

Kurochkin A. (2015). Ob ispol’zovanii indijskih terminov dlja identifikacii vidov oruzhija [On the Use of Indian Terms for Identification of Weapon Types]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 1, pp. 57 — 69. Kurochkin A. Abstract: The European nomenclature describing Indian edged weapons was already developed in the 19th century and since then has not undergone any change or thinking over or critical analysis. By the way the nomenclature includes Indian terms perceived by European scholars as authentic names of different weapon types. More to the point these definitions were often referred to any type of edged weapon regardless their meaning while a final variant presented by the Europeans as a regional name depended usually on the geographical place the word was heard. Most words used in India to determine edged weapons are generic terms based on the verbs “to kill”, “to cut”, “to slash”, “to hurt”, “to split”, etc. In…

Undocumented Russian Fascine Knife of the Shuvalov Observation Corps

Zakharov D., Terekhov E., Ustyanov A. (2015). Neopisannyj russkij tesak Shuvalovskogo Observacionnogo korpusa [Undocumented Russian Fascine Knife of the Shuvalov Observation Corps]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 1, pp. 112 — 117. Zakharov D. Terekhov E. Ustyanov A. Abstract: Russian arms of the Empire Period despite of many published pieces have been studied insufficiently. Hence the appearance of yet unknown models is quite understandable.  The article deals with a Russian fascine knife which hasn’t been listed in any catalogue of Russian edged weapons. The samples of the weapon are kept in the collections of the Artillery museum in Saint-Petersburg and in the Tula Museum of arms and armor. The authors attribute it not as a modification of a well-known engineer fascine knife of the 1797 version but as its previous model of the 1756 which is an infantry fascine knife of the Shuvalov observation corps. Shuvalov Observation Corps was…

The “Paren’ knife” – Legends and Facts

Arkhangelsky L. (2015). Paren’skij nozh. Legendy i byl’ [The “Paren’ knife” – Legends and Facts]. Istoricheskoe oruzhievedenie. — 2015. — № 1. — S. 82 — 100. Arkhangelsky L. Abstract: In the article L. Arkhangelskiy reconstructs and describes the manufacturing technique of the so called “paren’ knives” – the knives which were forged in the village of Paren’ on the north of Penjinskiy district of the Kamchatka Region (Kamchatka Krai). The village seems to have sprung up in the 18th century and got its name from the river Paren’ which banks it was situated on. Now the village is almost extinct. The knives which were manufactured by the koryaks from Paren’ used to be very common in the whole north-west of the Russian state. The local reindeer breeders, hunters and fishermen appreciated these knives higher than any other because of their form fitting perfectly the local necessities and conditions and their…

Mineral Surveyor V.F.Ludlov’s Small Sword

Anikin K. (2015). Shpaga markshejdera V.F. Ludlova [Mineral Surveyor V.F.Ludlov’s Small Sword]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 1, pp. 118 — 123. Anikin K. Abstract: The article deals with an interesting sample of an edged weapon from the collection of the Sverdlov Regional Museum of Local Lore. It is a small sword with a made-to-order blade which belonged to a mineral surveyor V.F.Ludlov. The weapon is of good provenance. It appeared in the museum in March 1913. Gottlib Wilhelm Ludlov was born in 1779 in Turingia, got an education in “mining&quarrying” and entered into the Rusian service in 1805. The last reference to him dates back to 1825. The blade of the small sword which is an officer infantry sword of 1798 production year was specially made in Zlatoust, one of the Russian centers of edged arms manufacturing in the beginning of 1820s. The attribution is based on an…

Kiziria V.

Information about the author Kiziria Vakhtang – M.A., consultant of GFM Studio LLC (production company), freelance consultant of the Arms and Armor department of the Metropolitan Museum of Art (NY, USA) All of author’s articles Western Georgia Broadswords and Sabers with Sloping Hilt without a Crossguard and Their Place in the Evolution of Caucasus Weapons with Long Blade On the Possible Functionality of a Mingrelian Stabbing Dagger in the Light of Analysis of Documented Precedents of Dagger Fighting

Bakradze I.

Information about the author Bakradze Irakliy – Ph.D., Ilia State University (Tbilisi, Georgia) All of author’s articles Western Georgia Broadswords and Sabers with Sloping Hilt without a Crossguard and Their Place in the Evolution of Caucasus Weapons with Long Blade

Anikin K. N.

Information about the author Konstantin N. Anikin – Head of Museum of history and archeology of Central Ural, Sverdlovsk Regional Museum (Yekaterinburg, Russia) All of author’s articles Mineral Surveyor V.F.Ludlov’s Small Sword

Arhangelskiy L.

Information about the author Arkhangelsky Leonid – Russian blacksmith and gunsmith. President of the Union of Blacksmiths of Russia. Author of researches on patterned steels. Korolev (Moscow region) All of author’s articles The “Paren’ knife” – Legends and Facts

Loparev S.

Information about the author Loparev Sergey – M.A. Research interests: the self-made submachine guns used by Belorussian Soviet partisans during World War II, (Minsk, Belarus) All of author’s articles The Self-made Submachine Guns Used by Belorussian Soviet Partisans During World War II

Sheremetev D. A.

Information about the author Denis A. Sheremetev – Leading Researcher, curator of the arsenal of the Russian Museum of Ethnography (St. Petersburg, Russia). Research interests: weapons in traditional culture, symbolism of the weapons, traditional military and hunting practices All of author’s articles For Stabbing or for Cutting? The Ways of Dagger Use by the Caucasus Peoples in the 19th century Weapon as a Party to a Relationship

Western Georgia Broadswords and Sabers with Sloping Hilt without a Crossguard and Their Place in the Evolution of Caucasus Weapons with Long Blade

Bakradze I., Kiziria V. (2015). Zapadno-gruzinskie palashi i sabli s naklonnym jefesom otkrytogo tipa i ih mesto v jevoljucii kavkazskogo dlinnoklinkovogo oruzhija [Western Georgia Broadswords and Sabers with Sloping Hilt without a Crossguard and Their Place in the Evolution of Caucasus Weapons with Long Blade]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 1, pp. 5 — 29. Bakradze I. Kiziria V. Abstract: The article is devoted to kabiani khmali, a weapon with long blade which is considerably little known outside Georgia. The authors define it as a type of a cavalry sword which emerged in the end of 17th – beginning of 18th century in Samgrelo and Imeretia in Western Georgia. The whole number of the weapon examples preserved both in museums and private collections is small and many of them are associated with Georgian famous ruling families, noblemen and politicians of the 18th-19th centuries. The authors mark out and analyze…

Editorial

Dear Colleagues, By the beginning of 20th century Russian historical weaponology had already been formed, while during the Soviet period it almost did not develop disappearing not only from the university curriculum, but also specialized publications. Only single materials were published mostly due to archaeological research. Ignoring historical weaponolgy as a historical discipline led not only to the decrease in a number scientific works and experts but also to the shortage of sources, which were concentrated in special repositories with an extremely limited access. Now the situation is improving. Reprinted and adapted republished works of 19th century, recent and absolutely new works by Russian and foreign experts are making up for the shortage of information. The debate environment is being actively formed both as customary conferences and as a new form of debate on specialized websites. Russian historical weaponology is actively developing, and it needs regular systematization and organization on…