A Center of Gunmaking in Iran

Khorasani  M.M., Shafeian H. A Center of Gunmaking in Iran // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 2. — С. 120 — 144. Khorasani M. Shafeian H.  Abstract: Persian manuscripts on firearms reveal valuable information on casting bronze cannons, using rockets in warfare, the function of howitzers, mortars and cannons, cannon formation, etc. The barrels of Persian muskets show a variety of beautiful patterns of welded steel. But there are almost no period Persian manuscripts which report about the making of these beautiful pattern welded steel barrels and also their corresponding names in Persian. There is one Persian manuscript titled Tārix-e Delgošā-ye Ewaz (The Delightful History of Ewaz) which provides valua-ble information on some types of welded steel patterns. The following article deals with the chapter on firearms in the mentioned manuscript. Keywords: Persian guns, Persian muskets, pattern, welded steel, crucible steel, patterned crucible steel, patterns of welded steel on barrels,…

Две сабли балканского происхождения XVIII в. из коллекции Полтавского областного краеведческого музея

bibliographic data Тоичкин Д. Аннотация: В истории украинского казачества сабля занимает особое место. Это оружие, окончательно утвердившееся на землях Речи Посполитой в XVI в., использовалась не только как средство вооруженной борьбы, но и признак определенного социального статуса. Сабля была частью военного и выходного костюма, символом родового и собственного достоинства, маркером значительного материального состояния, наконец, предметом роскоши и выгодной денежной инвестиции. Именно сабля, неоднократно воспетая в народных песнях и поэзии, на протяжении нескольких столетий оставалась любимым «рыцарским» оружием защитников родной земли и православной веры. В статье рассматриваются две сабли балканского происхождения 18 века, которые по ряду признаков могут быть атрибутированы как принадлежавшие украинской казачьей старшине. Основная сложность осуществления атрибуции заключается в отсутствии надежных критериев выделения собственно казачьих старшинских сабель. Ведь в отличие от произведений других отраслей декоративно-прикладного искусства, украинская сабля не демонстрирует ни ярких национальных художественных традиций, ни самобытных ювелирных или кузнечных технологий. Поставленное историческими реалиями в царство западных и восточных влияний, украинское клинковое оружие…

Нестандартные советские шашки обр. 1927 г.

Самгин С.В. Нестандартные советские шашки обр. 1927 г. // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 2. — С. 102 — 108. Самгин С. Аннотация: Советская кавалерийская шашка образца 1927 г. являлась одной из последних моделей боевого длинноклинкового оружия, разделив это место с польской саблей обр. 1934 г. и советской же шашкой строевого начальствующего состава обр. 1940 г. Однако ее славная история, которая отнюдь не ограничивалась только городом Златоуст и только Рабоче-крестьянской Красной Армией. Эта шашка выпускалась 18 лет (с 1928 по 1946 гг), преимущественно на заводе в г. Златоуст. За этот период конструкция шашки не претерпела серьезных изменений, и сегодня основные отличия касаются используемых для изготовления шашки материалов (металлов), декоративного оформления головки рукояти и клейм завода-изготовителя. Однако златоустовский завод выпускал и «нестандартные» шашки обр. 1927 г. – сравнительно небольшими партиями по специальному заказу. Эти шашки, сохраняя в целом ту же конструкцию, имели существенные отличия в декоративном оформлении и клеймении. В статье систематизируются сведения о…

К вопросу о правомочности использования термина «каруд»

Милосердов Д.Ю.  К вопросу о правомочности использования термина «каруд» // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 2. — С. 88 — 101. Милосердов Д. Аннотация: В статье рассматривается боевой нож, распространённый в Северной Индии, Афганистане и реже в Средней Азии, известный в настоящее время под названием «karud». Клинок ножа прямой (хотя может быть с очень незначительным изгибом), Т-образный в сечении. Обух прямой, иногда изящно украшен резьбой. Длинный, массивный и толстый клинок, плавно сбегающий к рукояти, в двух сантиметрах от неё резко расширяется. Рукоять часто очень массивная из двух щёчек, которые в случае предметов из Афганистана выполнены из рога с насечками. Визуально этот нож отличается от пешкабза – другого боевого ножа, который был распространён в Средней Азии, Иране и Северной Индии. В Афганистане он встречался, но, судя по всему, крайне редко. Клинок пешкабза чаще всего с Т-образным сечением обуха, под острым углом к обуху расширяется к рукояти и у самой рукояти…

К вопросу о появлении кинжала джамдхар в оружейном комплексе моголов

Курочкин А.Ю. К вопросу о появлении кинжала джамдхар в оружейном комплексе моголов // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 2. — С. 80 — 87. Курочкин А. Аннотация: В статье рассматриваются условия, при которых могло произойти заимствование, наверное, самого знакового индийского оружия – кинжала-джамдхар, в результате которого индийский по происхождению предмет стал одним из важнейших атрибутов правящей могольской элиты. Как известно завоеватели приносят свой культурный, в том числе воинский, комплекс, который имеет высокий, элитарный статус. Воинский комплекс побеждённых априори обладает низким статусом, и, как правило, остается невостребованным новыми элитами. Однако культура побеждённых не может быть проигнорирована полностью, поскольку является фундаментом общества и тесно связана с местным образом жизни и природной средой, вследствие чего она неминуемо будет искать свое место в новых условиях. Но тем не менее ей продолжает предписываться низшее положение — она в целом может существовать только в качестве культуры «простонародья». И лишь в тех случаях, когда престижные формы местной…

О возможной функциональной принадлежности мингрельского кинжала в свете анализа зафиксированных прецедентов кинжальных схваток

Кизириа В. О возможной функциональной принадлежности мингрельского кинжала в свете анализа зафиксированных прецедентов кинжальных схваток // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 2. — С. 63 — 79. Кизириа В. Аннотация: В статье предпринимается попытка атрибутировать тип мингрельского колющего кинжала XIX века на основе анализа исторических свидетельств о специфических обстоятельствах применения удара и укола в кавказских обществах и современных попыток реконструировать возможные способы использования кинжала в поединке с противником. Исторически на Кавказе укол и удар разделялся — в поединках внутри социума укол, как более смертоносный прием, был запрещен, разрешались только рубящие удары. Характерным является, например, такой факт, что колющий удар не применялся ни в играх, ни в спортивных дуэлях, ни в танцевальных кинжалобах. Был выработан даже специальный тип кинжала, рассчитанного только на рубящий удар. Вместе с тем, как показывают источники того времени, табу не действовало в условиях боя с внешним противником или при защите жизни. Поэтому существовали кинжалы как универсальные (колюще-рубящие), так и…

О производстве сабель и шашек в Павловском сталеслесарном районе

Заворотько И.Д. О производстве сабель и шашек в Павловском сталеслесарном районе // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 2. — С. 53 — 62. Заворотько И. Аннотация: В статье анализируются сведения о производстве белого оружия (сабельных и шашечных клинков) в Павловском сталеслесарном районе, входившем в Горбатовский уезд Нижегородской губернии и Муромский уезд Владимирской губернии во второй половине XIX в. Информация собрана на основе изучения как публикаций в периодических изданиях (специализированных и общественных), так и информации, размещенной в каталогах промышленных выставок с 1829 по 1914 года. Кроме того, систематизируются сведения об основных производителях и видах их изделий, относящихся к боевому оружию: Варыпаеве, Завьялове, Корытцеве, Коробкове, Буслаеве, Беляеве, Цветове, Кондратьеве, в мастерских которых производились сабельные, шашечные, палашные и кинжальные клинки. Вводятся в оборот уникальные документы об организации изготовления клинков, технологии их производства и проверки в период вторая половина XIX века – первая четверть XX века. Согласно полученным данным, производство сабельных и шашечных клинков было развернуто на базе кустарных…

Клинковое оружие тюркской конницы

Горбунов В.В. Клинковое оружие тюркской конницы // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 2. — С. 28 — 45. Горбунов В. Аннотация: В статье описываются двадцать длинноклинквых предметов тюркского вооружения из археологических находок, происходящих с территории Центральной Азии. Несмотря на малое число обнаруженных предметов, для тюрок можно констатировать широкое распространение длинноклинкового оружия, основываясь на его частом присутствии на каменных изваяниях. В результате проведенного анализа сохранившихся экземпляров в статье намечаются основные тенденции развития данного оружия у тюркской конницы. В период становления тюркского этноса (460–552 гг.) использовались однолезвийные прямые мечи с прямой рукоятью и крюковым навершием, некоторые из которых снабжались прямоугольной крестовиной. Во время существования первых Тюркских каганатов (552–657 гг.) применялись однолезвийные и двухлезвийные прямые мечи с прямой рукоятью, без крестовины или с ромбовидно-шестиугольной крестовиной. На период II Восточно-Тюркского (682–744 гг.) и Тюргешского каганатов (699–756 гг.) приходится появление сабли с полуторалезвийным клинком и прямой рукоятью без крестовины. После установления в степях Центральной…

Уникальный бронзовый кинжал из Приморья

bibliographic data Добридень С. Барчевский С. Аннотация:В статье описан бронзовый кинжал антенновидного типа, найденный в Приморье. Подробно даны его размеры, указан вес, описана декоративная отделка. Рукоять кинжала относится к так называемому антенновидному типу – кинжалам с навершием в виде противостоящих голов грифонов, птиц или других животных. Появление таких рукоятей связывается с влиянием скифо-сибирского звериного стиля на территории китайской провинции Ляонин и Корейского полуострова. Ещё одним атрибутирующим признаком артефакта является орнаментальный декор рукояти – идентичный декору на бронзовых зеркалах, часто обнаруживаемых в одних комплексах с кинжалами. Авторами выполнена реконструкция предполагаемого вида кинжала. Длина его составляла 400-420 мм, вес – 650-700 грамм. Характер потёртости рукояти позволяет предположить, что кинжал носился в глубоких ножнах, из которых была видна только антенновидная часть рукояти. Обращает на себя внимание очень тщательная проработка граней клинка и рисунка рукояти. С учетом известной истории региона и различных аспектов культурного взаимодействия с соседними территориями, авторы датируют предмет рубежом эр. Рассматриваемый…

Традиционное клинковое оружие Вьетнама. Проблемы терминологии

Ветюков В.А. Традиционное клинковое оружие Вьетнама. Проблемы терминологии // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 2. — С. 12 — 27. Ветюков В. Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с терминологическим аппаратом такой сравнительно малой изученной группы оружия как вьетнамское. Становление вьетнамской военной традиции связано с сильным китайским влиянием. Основные виды оружия, равно как и терминология для их обозначения были заимствованы из Китая, который выступал одновременно в роли культурного донора и алчного агрессора, стремившегося восстановить контроль над утраченными территориями юга. Творчески переработав китайские заимствования, а также восприняв тайско-бирманские, японские и, позже, европейские элементы, вьетнамские ремесленники постепенно создали специфический местный набор оружия. В исследовании сделана попытка определить правильную терминологию для вьетнамского клинкового оружия, выделить его основные виды, проследить историю их возникновения и распространения. Мы можем заключить, что традиционное вьетнамское клинковое оружие делится на два основных класса — дао и кием / гыом. К первому относится однолезвийное рубящее оружие с широким, как…

Клинковое холодное оружие Вьетнама XIX- первой половины ХХ вв. Проблемы атрибуции

Барчевский С.В. Клинковое холодное оружие Вьетнама XIX- первой половины ХХ вв. Проблемы атрибуции // Историческое оружиеведение. — 2015. — № 2. — С. 5 — 11. Барчевский С. Аннотация: В своей статье автор рассматривает вопросы, связанные с проблемой атрибуции вьетнамского холодного клинкового оружия XIX — первой половины XX вв. Предметы данного периода истории Вьетнама нельзя отнести к исключительно редким — они встречаются среди музейных коллекций и частных собраний, но достаточно часто ошибочно описываются как китайские. При несомненном сходстве, обусловленном мощнейшим многосотлетним влиянием Китая на все без исключения стороны жизни южного соседа, вьетнамское холодное оружие имело и свои отличительные черты в конструкции, использованных материалах, орнаментике. Автор выделяет эти черты и наиболее характерные среди них предлагает использовать в качестве атрибутирующих признаков. Так типичным именно для холодного оружия Вьетнама элементом конструкции являлась уплотнительная деталь между клинком и гардой, своим вырезом специфической формы отличавшаяся как от японского аналога — хабаки, так и от китайского…

A Center of Gunmaking in Iran

Khorasani M.M., Shafeian H. (2015). A Center of Gunmaking in Iran. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 120 — 144. Khorasani M. Shafeian H.  Abstract: Persian manuscripts on firearms reveal valuable information on casting bronze cannons, using rockets in warfare, the function of howitzers, mortars and cannons, cannon formation, etc. The barrels of Persian muskets show a variety of beautiful patterns of welded steel. But there are almost no period Persian manuscripts which report about the making of these beautiful pattern welded steel barrels and also their corresponding names in Persian. There is one Persian manuscript titled Tārix-e Delgošā-ye Ewaz (The Delightful History of Ewaz) which provides valua-ble information on some types of welded steel patterns. The following article deals with the chapter on firearms in the mentioned manuscript. Keywords: Persian guns, Persian muskets, pattern, welded steel, crucible steel, patterned crucible steel, patterns of welded steel on barrels, Ewaz…

Two 18th Century Sabers of the Balkan Origin from the Collection of Poltava Regional Museum

Toichkin D. (2015). Dve sabli balkanskogo proishozhdenija XVIII v. iz kollekcii Poltavskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeja [Two 18th Century Sabers of the Balkan Origin from the Collection of Poltava Regional Museum]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 109 — 119. Toichkin D. Abstract: The saber occupies a prominent position in the history of the Ukrainian Cossacks. This weapon having come to stay firmly and decisively on the territory of The Polish-Lithuanian Commonwealth, already in the 16th century was used not only as a true arm but also as a sign of a definite social standing. The saber was an essential element of a uniform and a full dress, a symbol of family- and self-respect, a marker of high material status, and, finally, a luxury good and remunerable investment. It was the saber having been praised in folk songs and poetry that for centuries preserved a position of a favored…

“Non-standard” Soviet Cavalry Swords of the 1927 Year Pattern

Samgin S. (2015). Nestandartnye sovetskie shashki obr. 1927 g. [Two 18th Century Sabers of the Balkan Origin from the Collection of Poltava Regional Museum]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 102 — 108. Samgin S. Abstract: A soviet cavalry sword of the 1927 year pattern was one of the last models of fighting long-bladed weapon, sharing the place with a polish saber of 1934 version and another soviet cavalry sword of 1940 year pattern designed for the combatant commanding stuff. The history of the weapon was not limited with Zlatoust and its service in the Workers’ and Peasants’ Red Army though. This cavalry sword was manufactured for 18 years (from 1928 to 1946), mostly at the plant in Zlatoust. During this time the construction of the cavalry sword wasn’t considerably changed, and today the most differences presume the materials (metals) being used for its manufacturing, decoration scheme of the…

The Question of the Relevance of the Term “Karud”

Miloserdov D. (2015).  K voprosu o pravomochnosti ispol’zovanija termina «karud» [The Question of the Relevance of the Term “Karud”]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 88 — 101. Miloserdov D. Abstract:  The article deals with a combat knife now known as karud which is common in the Northern India, Afghanistan and les frequently in Central Asia. The knife blade is straight (though sometimes it could have a slight curve) with T-shape cross-section. The back wedge is also straight and sometimes decorated with a delicate chiseling. Its long massive and thick blade accurately terminating to the handle part rapidly widens in two centimeters to the handle which is usually very heavy. The handle consists of two grip panels that in Afghanistan are usually made of horn ornamented with grooves. This knife differs vividly from another combat knife called pish-kabz which was widestread in Central Asia, Iran and Northern India.…

On the Question of Jamdhar Dagger Emergence in the Weapons Complex of the Mughals

Kurochkin A. (2015). K voprosu o pojavlenii kinzhala dzhamdhar v oruzhejnom komplekse [On the Question of Jamdhar Dagger Emergence in the Weapons Complex of the Mughals]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 80 — 87. Kurochkin A. Abstract: The article is devoted to the circumstances by which the borrowing of probably the outstanding Indian weapon, the jamdhar dagger, by the Mughals could take place. As a result the genealogically Indian weapon became one of the most important attribute of the ruling class. Conquerors are well known to bring their own culture complex that includes the weapon one as well which is of high elitist status. The status of vanquished military complex is a priori low and it is usually left without attention by the new ruling class. The culture of the vanquished can’t be ignored totally though as it is the basis for the community existence and its relation…

On the Possible Functionality of a Mingrelian Stabbing Dagger in the Light of Analysis of Documented Precedents of Dagger Fighting

Kiziria V. (2015). O vozmozhnoj funkcional’noj prinadlezhnosti mingrel’skogo kinzhala v svete analiza zafiksirovannyh precedentov kinzhal’nyh [On the Possible Functionality of a Mingrelian Stabbing Dagger in the Light of Analysis of Documented Precedents of Dagger Fighting]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 63 — 79. Kiziria V. Abstract:The author makes an attempt to put a type of a Mingrelian stabbing dagger of the 19th century in the cultural context. It is done on the basis of the historical data and specific circumstances of putting into practice both stabbing and cutting in the Caucasus communities, as well as on the experience of modern reconstruction of possible ways of the dagger use in a close fight. Historically the stabbing and the cutting were differentiated in the Caucasus cultural tradition. In the fights between the members of the community the stabbing, as a more mortal blow, was prohibited while the cutting was…

On the Manufacturing of the Sabers and Swords in the Pavlovsk Steelworker’s District

Zavorotko I. (2015). O proizvodstve sabel’ i shashek v Pavlovskom staleslesarnom [On the Manufacturing of the Sabers and Swords in the Pavlovsk Steelworker’s District]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 53 — 62. Zavorotko I. Abstract: The author analyses the data on the manufacturing of arms blanch (saber and cavalry sword blades) in the Pavlovsk steelworker’s district which was a part of both Nizhniy Novgorod and Vladimir provinces in the second half of the 19th century. The information was got from the primary sources – special and public periodic editions and catalogues of industry exhibitions organized from 1829 to 1914. Besides, the author managed to systematize the data on the types of goods in the field of arms blanch and the main producers – Varipaev, Zavjalov, Koritsev, Korobkov, Buslaev, Beljaev, Tsvetov, Kondratjev, in whose workshops saber, cavalry sword, broad sword and dagger blades were made. There were introduced…

Long-bladed Weapons of the Turkic Cavalry

Gorbunov V. (2015). Klinkovoe oruzhie tjurkskoj [Long-bladed Weapons of the Turkic Cavalry]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 28 — 45. Gorbunov V. Abstract: The article presents twenty pieces of Turkish long-bladed weapons found during archaeological excavations in the Central Asia. Notwithstanding the small number of the discovered items, it is possible to state the long-bladed weapons to have been spread widely amongst the Turkish tribes as they were often depicted on the steles. On the basis of the analysis of the preserved samples, the author traces the main tendencies of these weapons development among the Turkish cavalry. During the formation of the Turkish ethnicity, that is 460-552 A.D., the cavalrymen were armed with straight single-edged swords with hook-like pommel and sometimes rectangular cross-guard. In the times of the first Turkish Kaganates (552-657 A.D.) there were used both single-edged and double-edged straight swords with straight handles without any…

The Unique Bronze Dagger from Primorski Territory

Dobriden S., Barczewski S. (2015). Unikal’nyj bronzovyj kinzhal iz Primor’ja [The Unique Bronze Dagger from Primorski Territory]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 46 — 52. Dobriden S. Barczewski S. Abstract: The article is devoted to the unique bronze dagger of antenna type which was found in Primorski Territory. Its dimensions, weight, and decoration are presented in details. The dagger’s handle was provided with the so called “antenna pommel” that is formed by two withstood heads of griffins, birds or other beasts. The appearance of this type handles is explained as the influence of Scythian-Siberian animal style on the territory of the Chinese province of Ljaonin and the Korean peninsular. Another detail, helping to determine the context the dagger functioned in, is the ornamental design put on its handle. The particular design is identical to the one decorating the bronze mirrors that are often found along with daggers…

Traditional Bladed Weapons of Vietnam. The Problems of Terminology

Vetyukov V. (2015). Tradicionnoe klinkovoe oruzhie V’etnama. Problemy terminologii [Traditional Bladed Weapons of Vietnam. The Problems of Terminology]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 12 — 27. Vetyukov V. Abstract: The article describes the problems of terminology in such a very little-studied field as the Vietnamese weapons. The development of Vietnamese military tradition faced intense Chinese influence. Major weapon types as well as the terminology for their designation were borrowed from China, which acted both as a cultural contributor and a ravenous aggressor seeking to regain the control over the lost southern territories. Having creatively elaborated the Chinese borrowings and accepted Japanese, Thai-Burmese and later even European elements, the Vietnamese craftsmen gradually developed a specific local set of weapons. In the article there is made an attempt to define a correct terminology for the Vietnamese bladed weapons, to mark out its main types and trace back the history…

Vietnamese Bladed Melee Weapon of 19th – first half 20th Century. The Problems of Attribution

Barczewski S. (2015). Klinkovoe holodnoe oruzhie V’etnama XIX- pervoj poloviny HH vv. Problemy atribucii [Vietnamese Bladed Melee Weapon of 19th – first half 20th Century. The Problems of Attribution]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 2, pp. 5 — 11. Barczewski S. Abstract: The article is devoted to the problems concerning the attribution of the Vietnamese bladed melee weapon of 19th – first half 20th century. The objects of this time span can’t be estimated as extremely rare as they are preserved in the museums and private collections while quite often they are wrongly described as the Chinese ones though. Notwithstanding their evident outward similarity rooted in the strongest multicultural influence of China on its southern neighbor the Vietnamese bladed weapon had got its distinguished features in its construction, materials and ornamentation elements that were used. The author accents these features and proposes to use the most characteristic ones as…