«Историческое оружиеведение» № 9, 2020

Интервью с Ю. Г. Ефимовым Родионов Е. А. Оружие Микеле Лоренцони в коллекции Гатчинского дворца Малозёмова Е. И. Европейские черты в оружейной культуре Ирана Образцов Вс. Н., Пятницкий Ю. А. Сабля с изображением Св. Георгия из собрания Государственного Эрмитажа Чубинский А. Н. Об описи оружейной казны Бориса Годунова 1588 г. Бискуп Н. Р. Коллекция студенческих корпораций из собрания Арсенала Государственного Эрмитажа Нератова Е. И. Меч, доспех и саадак – дар Николаю II Новосёлов В. Р. Судьба офицера. Анненская шашка штабс-капитана А. Г. Эркудова Богданов А. Е. К вопросу о возникновении практики клеймления доспеха в немецкоязычных землях Скачать весь номер

Интервью с Ю. Г. Ефимовым

Интервью с Ю. Г. Ефимовым   Copyright © 2020 The Center of Support and Development of Actual Research in the Field of Historical Weaponry (АНО «Центр поддержки и развития актуальных исследований в области Исторического оружиеведения»). This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons CC-BY license (CC BY 4.0), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited Скачать статью полностью

К вопросу о возникновении практики клеймления доспеха в немецкоязычных землях

Богданов А.Е. К вопросу о возникновении практики клеймления доспеха в немецкоязычных землях // Историческое оружиеведение. — 2020. — № 9. — С. 180 — 203. Богданов А. Е. Аннотация: При описании европейских доспехов наличие клейм является одним из основных атрибуционных признаков. Однако, имея дело с доспехами, произведенными вплоть до второй половины XV столетия, исследователи неминуемо сталкиваются с проблемой, что практика клеймления продукции существовала в это время исключительно в Италии. Целью статьи является уточнение обстоятельств появления доспешных клейм вне Италии, что можно по праву считать одним из поворотных моментов в истории европейского оружейного дела. В статье обрисовывается общий контекст существования и взаимодействия итальянской и немецкой оружейных школ XV века. На основании анализа предметов защитного вооружения, созданных в немецких землях, в статье продвигается тезис о зарождении практики клеймления в немецких княжествах ранее 1460-х годов, что дополняет данную Аланом Вильямсом картину. Возникновение практики клеймления доспеха в немецких землях закономерно и неразрывно связывается с…

Судьба офицера. Анненская шашка штабс-капитана А. Г. Эркудова

Новоселов В.Р. Судьба офицера. Анненская шашка штабс-капитана А. Г. Эркудова // Историческое оружиеведение. — 2020. — № 9. — С. 170 — 179. Новосёлов В. Р. Аннотация: Статья посвящена истории наградной анненской шашки из собрания Музеев Московского Кремля и судьбе ее владельца — штабс-капитана А. Г. Эркудова. В ходе исследования удалось установить, что он был награжден знаком ордена Св. Анны IV степени за участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. Обнаруженные нами архивные документы позволили восстановить некоторые подробности биографии владельца этого оружия и пролить свет на обстоятельства, при которых он удостоился этой награды. Короткая жизнь этого русского офицера, участника двух войн (русско-японской и Первой мировой) была полностью посвящена военной службе. Выходец из крестьянской семьи, упорным трудом и добросовестной службой добившийся производства в офицерский чин, Александр Григорьевич Эркудов достойно проявил себя и на полях сражений, и в рутине военной службы мирного времени. Его шашка, хранящаяся в музее, стала единственным сохранившимся материальным свидетельством…

Коллекция студенческих корпораций из собрания Арсенала Государственного Эрмитажа

Бискуп Н.Р. Коллекция студенческих корпораций из собрания Арсенала Государственного Эрмитажа // Историческое оружиеведение. — 2020. — № 9. — С. 118 — 149. Бискуп Н. Р. Аннотация: Статья посвящена введению в научный оборот коллекции оружия студенческих корпораций из собрания Государственного Эрмитажа. Эта уникальная коллекция имеет очень большое значение для изучения мензурных дуэлей студенческих объединений России во второй половине XIX – начала XX веков. В коллекции Арсенала хранится оружие и защитное вооружение, использовавшееся в подобных дуэлях, с символикой корпораций Дерптского, Рижского и Санкт-Петербургского университетов. Практика создания студенческих корпораций, существовавших на территории России в Прибалтике, Санкт-Петербургском и Московском университетах, была заимствована из Германии, где традиция подобных объединений имеет глубокие корни. На русской почве эти студенческие объединения прижились в основном среди прибалтийских студентов немецкого происхождения. Быт студентов корпораций включал разнообразные мероприятия, концерты, пирушки и так называемые «мензурные» дуэли. Студенческие поединки являлись важной частью жизни корпорантского общества, их история уходит в глубину веков: они…

Меч, доспех и саадак – дар Николаю II

Нератова Е.И. Меч, доспех и саадак – дар Николаю II // Историческое оружиеведение. — 2020. — № 9. — С. 150 — 169. Нератова Е. И. Аннотация: В статье рассматривается комплекс предметов из собрания Российского этнографического музея, которые были преподнесены от имени Далай-ламы XIII Николаю II к 300-летию Дома Романовых. Автор кратко анализирует политическую обстановку и взаимоотношения России и Тибета, как духовные, так и дипломатические, предшествовавшие участию официального представителя Тибета в праздничных мероприятиях по случаю юбилея Российской правящей династии, и обосновывает подношение русскому царю как серьезно обдуманный политический шаг, направленный на достижение международного политического признания Тибета. К сожалению, этот шаг не имел последствий в силу нерешительности тогдашней русской дипломатии или, наоборот, твердости русского правительства, уже связанного к тому времени обязательствами с зарубежными партнерами и, в первую очередь, с Великобританией. Тибетские дары, врученные Николаю II в те дни, по его собственному распоряжению были переданы в Этнографический Отдел Русского музея Императора Александра…

Об описи оружейной казны Бориса Годунова 1588 г.

Чубинский А.Н. Об описи оружейной казны Бориса Годунова 1588 г. // Историческое оружиеведение. — 2020. — № 9. — С. 82 — 117. Чубинский А. Н. Аннотация: Опись казны боярина Бориса Федоровича Годунова 1588 г. была опубликована более полутора веков назад. Оружейная часть этого документа является старейшей русской описью ручного оружия, доспеха и воинского снаряжения. Опись была составлена до получения Годуновым царского титула, но перечисленные в ней предметы позднее могли войти в царский арсенал.  До сих пор этот ценный документ не становился предметом отдельного исследования историков оружия. В статье рассматривается структура описи, проблемы классификации и терминологии, а также возможность воссоздания внешнего вида и конструкции включенных в нее предметов. В целом оружие в описи сгруппировано по типологии, заголовки глав повторяют такие наименования оружия как саадаки, сабли, рогатины, самопалы, шеломы и т.д.  Порядок этих глав показывает, что вооружение имело базовое деление на холодное (включая луки), огнестрельное (включая арбалеты) и защитное. Перечисление оружия…

Европейские черты в оружейной культуре Ирана

Малозёмова Е. И. Европейские черты в оружейной культуре Ирана // Историческое оружиеведение. — 2020. — № 9. — С. 35 — 63. Малозёмова Е. И. Аннотация: Статья «Европейские черты в оружейной культуре Ирана» посвящена связям между Ираном и европейскими государствами в сфере оружия и военного дела. Автор прослеживает присутствие европейского оружия и военного контингента в иранской армии, начиная от эпохи Ахеменидов и вплоть до XIX столетия. В период древней истории в армиях иранских владык служили вооруженные своим оружием греческие воины, некоторые из которых входили в число иранской аристократии. В мусульманский период западные военные технологии продолжали использоваться в иранской армии. Особенно это касалось огнестрельного оружия, которое в Иране было развито плохо. Привозимое из разных европейских стран огнестрельное оружие в Иране задокументировано письменными источниками, начиная с 70-ых гг. XV в., однако наиболее интенсивным влияние европейцев на иранскую воинскую и оружейную культуру стало в XIX веке. В условиях борьбы Франции и Англии за…

Сабля с изображением Св. Георгия из собрания Государственного Эрмитажа

Образцов Вс.Н., Пятницкий Ю.А. Сабля с изображением Св. Георгия из собрания Государственного Эрмитажа // Историческое оружиеведение. — 2020. — № 9. — С. 64 — 81. Образцов Вс.Н., Пятницкий Ю.А. Аннотация: Статья продолжает серию исследований авторами группы длинно-клинкового оружия, имеющего в своем декоре христианские сюжеты, из собрания Государственного Эрмитажа. В статье рассматривается сабля с изображением Святого Георгия, поступившая в Императорский Эрмитаж в 1885 – 1886 годах в составе собрания Царскосельского Арсенала. Ранее сабля принадлежала великому князю Михаилу Павловичу и была куплена им в Браилове (современный город Брэил на территории Румынии) в ходе русско-турецкой компании 1828 – 1829 годов. Клинок сабли, изготовленный из булата высокого качества, представляет собой османский «кылыч» середины XVIII века, эту датировку подтверждает и орнаментация клинка. Дальнейший анализ сабли позволил прийти к выводу, что ее отдельные детали, надписи и изображения относятся к разному времени, и, вероятно, к разным регионам. На одной из сторон сабельной полосы помещена арабская надпись:…

Оружие Микеле Лоренцони в коллекции Гатчинского дворца

Родионов Е. А. Оружие Микеле Лоренцони в коллекции Гатчинского дворца. — 2020. — № 9. — С. 12 — 34. Родионов Е. А Аннотация: В статье рассматривается хранящееся в коллекции Гатчинского дворца-музея оружие самого известного флорентийского мастера конца XVII – начала XVIII вв. Микеле Лоренцони. Это роскошное многозарядное ружье под инв. № ГДМ-65-IX и обычное кремневое ружье инв. № ГДМ-707-IX, для которого Лоренцони изготовил замок. Многозарядное кремневое ружье инв. № ГДМ-65-IX относится к особо редкому варианту конструкции системы Лоренцони, так называемой «смешанной системе» (sistema misto), которую, в отличие от ее более простых и относительно распространенных вариантов, изготавливал только сам Микеле Лоренцони. В ней резервуар для пороха и магазин для пуль располагались в цевье и в толще приклада соответственно, и посредством последовательных поворотов рукоятки на левой стороне ложи и ориентирования ружья вверх и вниз дулом, специальный механизм подавал основной пороховой заряд и пулю в казенную часть ствола, затравочный порох на полку,…

Богданов А. Е.

Информация об авторе Богданов Андрей Евгеньевич — младший научный сотрудник отдела «Арсенал», хранитель коллекции западноевропейского оборонительного оружия, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия) Все статьи автора К вопросу о возникновении практики клеймления доспеха в немецкоязычных землях

Бискуп Н. Р.

Информация об авторе Бискуп Надежда Ростиславовна — научный сотрудник отдела «Арсенал», хранитель коллекции древкового и холодного оружия, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия) Все статьи автора Коллекция студенческих корпораций из собрания Арсенала Государственного Эрмитажа

Пятницкий Ю. А.

Информация об авторе Пятницкий Юрий Александрович — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока, хранитель коллекции византийских икон, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия). Все статьи автора Сабля с изображением Св. Георгия из собрания Государственного Эрмитажа

Родионов Е. А.

Информация об авторе Родионов Евгений Александрович — старший научный сотрудник, хранитель фонда «Оружие», Государственный музей-заповедник «Гатчина» (Санкт-Петербург, Россия) Все статьи автора Оружие Микеле Лоренцони в коллекции Гатчинского дворца

Historical Weaponology 8 2020

«Историческое оружиеведение» № 8, 2020

Редакционная статья Шереметьев Д. А. Оружие как субъект отношений Курочкин А. Ю. Опыт герменевтического подхода к решению гносеологической проблемы интерпретации предметов исторического оружия Индии как вещей-символов традиционной культуры Милосердов Д. Ю. Особенности определения материала рукоятей восточного клинкового оружия, а также художественных и декоративно-прикладных изделий, изготовленных из рога носорога Малоземова Е. И. Холодное оружие и ритуально-театрализованные представления в Иране Нератова Е. И. Рецензия на монографию Д. Ю. Милосердова «Холодное оружие Афганистана XIX – начала ХХ века Баркан А. Рецензия на книгу Д. Ю. Милосердова «Холодное оружие Афганистана XIX — начала ХХ века» Малоземова Е. И., Образцов Вс. Н. Обзор выставки из собрания Государственного Эрмитажа «”Сжимая рукоять меча…”. Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока» в Омском областном художественном музее имени М. А. Врубеля (8 ноября 2019 года – 24 мая 2020 года) Лазаревская Е. Г. О выставке «Последний рыцарь. Искусство, доспехи и амбиции Максимилиана I» в музее Метрополитен Памяти Мавродина В. В.…

“Weapons History Journal”, 9, 2020

Interview with Yuri G. Efimov Evgeniy A. Rodionov Weapons by Michele Lorenzoni in the Collection of the Gatchina Palace Elena I. Malozyomova European Elements in the Military Culture and Weapon Use in Iran Vsevolod N. Obraztsov, Yuri A. Pyatnitsky A saber with an Image of St. George from the Collection of the State Hermitage Museum Alexander N. Tchubinskiy On the Inventory of Boris Godunov’s Weapon Treasury. The year of 1588 Nadejda R. Biskup The Collection of Corps Weapons from the State Hermitage Museum “Arsenal” Yelizaveta I. Neratova A sword, a suit of armour and a quiver to be presented to Nicholas II Vasiliy R. Novosyolov An officer’s Fate. Junior Captain A. G. Erkudov’s small sword with an award badge of the Order of St. Anne Andrey E. Bogdanov On the Origin of Armour-marking in the German-speaking Lands Download issue in Russian

Interview with Yuri G. Efimov

Interview with Yuri G. Efimov     Copyright © 2020 The Center of Support and Development of Actual Research in the Field of Historical Weaponry (АНО «Центр поддержки и развития актуальных исследований в области Исторического оружиеведения»). This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons CC-BY license (CC BY 4.0), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited Download article in Russian

On the Origin of Armour-marking in the German-speaking Lands

Bogdanov A.E. K voprosu o vozniknovenii praktiki klejmlenija dospeha v nemeckojazychnyh zemljah [On the Origin of Armour-marking in the German-speaking Lands]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 9, pp. 180 — 203. Bogdanov A. E. Abstract: Master mark is one of the main basics for the correct attribution of the European armour. However, on studying the armour suits, manufactured before the second half of the 15th century,    scholars are inevitably faced with the problem that no country saving Italy practiced armour marking in that time. The aim of the article is to point out and trace the origin of armour marking outside of Italy, and it can be rightfully considered as a turning point in the history of the European armour manufacturing. The author describes the backstory of existence and interconnections of Italian and German gunsmith schools in the 15th century. On the grounds of the analysis of armour suits,…

An officer’s Fate. Junior Captain A.G.Erkudov’s small sword with an award badge of the Order of St. Anne

Novoselov V.R. (2020). Sud’ba oficera. Annenskaja shashka shtabs-kapitana A. G. Jerkudova [An officer’s Fate. Junior Captain A.G.Erkudov’s small sword with an award badge of the Order of St. Anne]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 9, pp. 170 — 179. Novoselov V. R. Abstract: The article is devoted to a small sword with an award badge of the Order of St. Anne from the collection of the Moscow Kremlin Museums, and to the fate of its owner, Junior Captain A.G.Erkudov. In the course of investigation, the author managed to ascertain that A.G.Erkudov was rewarded with the badge of the order of St. Anne of the 4th Class for the participation in the Russo-Japanese war of 1904-1905. The archival records found by the author permitted him to trace some details of Junior Captain Erkudov’s life and to provide insight into the circumstances by which he earned the award. The short life of…

The Collection of Corps Weapons from the State Hermitage Museum “Arsenal”

Biskup N.R. (2020). Kollekcija studencheskih korporacij iz sobranija Arsenala Gosudarstvennogo Jermitazha [The Collection of Corps Weapons from the State Hermitage Museum “Arsenal”]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 9, pp. 118 — 149. Biskup N. R. Abstract: The author introduces into scientific discourse the collection of corps weapons from the State Hermitage museum. This unique collection is of great importance for the study of mensur duels that were practiced among the Russian student groups in the second half of the 19th- the beginning of the 20th century. In the “Arsenal” department collections of arms and amour, used in such duels and marked with the corps emblems of Dorpat, Riga and Saint-Petersburg universities are curated. On the territory of the Russian Empire, the corps were organized in the Baltic universities as well as in the Saint-Petersburg and Moscow ones, while the very notion was borrowed from Germany, where the tradition of…

A sword, a suit of armour and a quiver to be presented to Nicholas II

Neratova E. I. (2020). Mech, dospeh i saadak – dar Nikolaju II [A sword, a suit of armour and a quiver to be presented to Nicholas II]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 9, pp. 150 — 169. Neratova E. I. Abstract: The article deals with the objects from the collection of the Russian museum of ethnography, which were presented on behalf of Dalai Lama XIII to Nicholas II on the 300th anniversary of the Romanov dynasty. The author briefly analyzes the political situation and Russian-Tibetan relationship both in diplomatic and spiritual spheres just before the participation of the Tibet formal representative in the festivities on the occasion of the Russian ruling house jubilee. The presents to the Russian tsar are explained to have been a thoroughly measured stroke of policy, aimed to bring Tibet the international recognition in political affairs. Unfortunately, this move did not have ramifications because of…

On the Inventory of Boris Godunov’s Weapon Treasury. The year of 1588

Chubinsky A.N. (2020). Ob opisi oruzhejnoj kazny Borisa Godunova 1588 g. [On the Inventory of Boris Godunov’s Weapon Treasury. The year of 1588]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 9, pp. 82 — 117. Chubinsky A. N. Abstract: The inventory of boyard Boris Fyodorovitch Godunov’s treasury 1588, was published about one hundred fifty years ago. The part of the document with weapon descriptions is the oldest Russian inventory of the hand-held weapons, armour and other military equipment. The inventory was made before Godunov’s obtention of the monarch title, but the objects listed there could be later incorporated in the royal arsenal. This important document has not been in focus of a special research of weapon historians yet. The author analyzes the inventory layout, the problems of classification and terminology, and possibility to find out the design of the objects listed. In the inventory the weapons are generally grouped according to…

European Elements in the Military Culture and Weapon Use in Iran

Malozyomova E. I. (2020). Evropejskie cherty v oruzhejnoj kul’ture Irana [European Elements in the Military Culture and Weapon Use in Iran]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 9, pp. 35 — 63. Malozyomova E. I. Abstract: The article is devoted to the contacts between Iran and different European countries in the field of weapon use and warfare. The author traces the presence of European arms and military forces in the armies of Iran starting from the days of the Achaemenids and up until the 19th century. In the ancient times, Greek soldiers, equipped with their native weapons served in the army of Iran. Some of them were granted membership in the Iranian aristocracy. Later, with the beginning of the Muslim era, European military technologies were used in the armies of those who ruled in Iran. It specially included the firearms, which were developed poorly there. Primary sources fix firearms imported…

A saber with an Image of St. George from the Collection of the State Hermitage Museum

Obraztsov Vs.N., Pyatnitsky Yu.A. (2020). Sablja s izobrazheniem Sv. Georgija iz sobranija Gosudarstvennogo Еrmitazha [A saber with an Image of St. George from the Collection of the State Hermitage Museum]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 9, pp. 64 — 81. Obraztsov Vs. N., Pyatnitsky Yu. A. Abstract: The article continues the authors’ study series of a group of long-edged weapons from the collection of the State Hermitage museum, which decorative schemes include Christian images. The article deals with a saber ornamented with an image of St. George. The saber entered the Imperial Hermitage museum in 1885-1886 as a part of the Arsenal of Tsarskoye Selo collection. The saber used to belong to the Grand Duke Mikhail Pavlovitch, who bought it in the city of Brailov (the nowaday Brail city in Romania) during the Russo-Turkish war of 1828-1829. The saber blade was made of high quality crucible steel and represents…

Weapons by Michele Lorenzoni in the Collection of the Gatchina Palace

Rodionov E. A. (2020). Oruzhie Mikele Lorenconi v kollekcii Gatchinskogo dvorca [Weapons by Michele Lorenzoni in the Collection of the Gatchina Palace]. Istoricheskoe oruzhievedenie [Weapons History Journal], № 9, pp. 12 — 34. Rodionov E. A. Abstract: The article deals with the weapons made by Michele Lorenzoni, the most famous Florentine gun master of the late 17th- beginning of the 18th centuries, which are curated in the Gatchina palace museum. These are a gorgeous repeating gun № ГДМ-65-IX and an ordinary flintlock gun № ГДМ-707-IX, which lock was made by Lorenzoni. The repeating flintlock gun № ГДМ-65-IX represents a very rare constructive variant of the Lorenzoni system that is usually called the ‘mixed’ system (sistema misto). The ‘Mixed’ system guns, by contrast with the ones of its simpler and quite widespread variants, were made by Michele Lorenzoni solely. This system presumes powder magazine and bullet magazine to be situated in…

Bogdanov A. E.

Information about the author Andrey E. Bogdanov – Junior researcher of the “Arsenal” Department, Curator of the west-european armour collection, The State Hermitage Museum (St. Petersburg, Russia) All of author’s articles On the Origin of Armour-marking in the German-speaking Lands

Biskup N. R.

Information about the author Nadezhda R. Biskup – Researcher of the “Arsenal” Department, Curator of the pole and edged arms collection, The State Hermitage Museum (St. Petersburg, Russia) All of author’s articles The Collection of Corps Weapons from the State Hermitage Museum “Arsenal”

Pyatnitsky Yu. A.

Information about the author Dr. Yuri A. Pyatnitsky – Senior researcher of the Byzantium and Middle East Sector of the Oriental Department, Curator of Byzantine icons collection, The State Hermitage Museum (St. Petersburg, Russia) All of author’s articles A saber with an Image of St. George from the Collection of the State Hermitage Museum

Rodionov E. A.

Information about the author Eugeny A. Rodionov – Senior research officer, Curator of the armoury department, Gatchina Palace and Estate Museum (St. Petersburg, Russia) All of author’s articles Weapons by Michele Lorenzoni in the Collection of the Gatchina Palace

Historical Weaponology 8 2020

“Weapons History Journal”, 8, 2020

Editorial Sheremetev D. A. Weapon as a Party to a Relationship Kurochkin A. Y. An Attempt of Hermeneutic Approach to Solve a Problem, Concerning the Interpretation of Indian Historical Weapons as Signs-Objects of Traditional Culture Miloserdov D. Y. Specifity of Identification of the Materials, Used for Oriental Edged Weapons Handles Manufacturing, as well as Pieces of Applied Arts, Made of Rhinoceros Horn Malozyomova E. I. Edged Weapons and Ritualized Theatrical Performances in Iran Neratova E. I. Review: D. Y. Miloserdov “Edged Weapons of Afghanistan 19 – early 20th century” Barkan A. Review: D. Y. Miloserdov “Edged Weapons of Afghanistan 19 – early 20th century” Malozyomova E. I., Obrazcov Vs. N. Exhibition Overview: «“Clutching the hilt of the sword …”. Military culture and the weapons traditions of the Middle East» in the Omsk Regional Art Museum named after M. A. Vrubel (November 8, 2019 – May 24, 2020) Lazarevskaja E. G. Exhibition…